+7 910 553-00-98 Заказать звонок
г. Москва, пл. Журавлева, д. 10/1, оф. 139 eurasia@idcon.com Написать письмо

Чек-листы для операторов

Снимок экрана 2020-11-24 в 09.16.19.png

Тематика: Менеджмент в ТОиР                                                                       Автор: Дейл Экмарк
Длительность чтения: 10 минут                                                                       Редактура: Антон Воронин

Скажем прямо, в предоперационных чек-листах нет ничего захватывающего, сексуального и нового. Они являются ни чем иным, как основой безопасной, высокоэффективной, надежной и экономичной работы в горнодобывающей деятельности!

Представьте себе пилотов самолета. Их активность до взлета направлена на выполнение всех необходимых шагов для обеспечения безопасного полета для не только всего персонала, но и транспорта, и оборудования, с которым они работают.

И дело совсем не в том, что пилоты делали это уже миллион раз раньше. Дело как раз в том, что один пропущенный шаг в последовательности действий может привести к серьезным последствиям.

В своей плодотворной работе о чек-листах 2011 года Атул Гаванде, зафиксировал очень интересную мысль. Если бы мы не знали, что ее высказал хирург, то вполне могли бы подумать, что она пришла к нам из горнодобывающей промышленности.

«Мы не любим чек-листы. Они могут требовать от нас быть достаточно кропотливыми в своей работе. И в них нет ничего веселого. Но я не думаю, что проблема здесь в простой лени. Происходит что-то на более глубоком, интуитивном уровне, когда люди отстраняются и уходят от них не только при зарабатывании денег, но еще и при спасении жизней.

Нас, будто бы что-то останавливает от использования чек-листов. Нас это смущает.

Это противоречит глубоко укоренившимся убеждениям о том, как действительно великие люди — те, кого мы чтим, — справляются с ситуациями при высоких ставках и незаурядной сложности.

Поистине великие люди - смелые. Они импровизируют. У них нет ни протоколов, ни чек-листов. Может быть, наша идея героизма нуждается в обновлении».

Для тех из вас, кто имеет какое-либо отношение к горнодобывающей или к тяжелой промышленности в целом, будет достаточно просто понять, о чем говорит автор упомянутого высказывания.

Предоперационные чек-листы идут в игнор

Предоперационные чек-листы, как правило, были (или все еще являются) просто формальными бумажками, которые или заполнялись небрежно, или вообще игнорировались. Конечно, иногда попадались и хорошо заполненные копии с ценными комментариями, но крайне редко. Почему?


Есть две (а может и больше) фундаментальные причины.

Первая - историческая. Так сложилось, что оборудование было достаточно базовым и простым и не требовало обширных предварительных осмотров.

В основном в такие осмотры входило "постучать по колесу, протереть стекло", да и только.

Во-вторых, о чем упоминалось, человеческое эго встало на путь здравого суждения.

Без четкого понимания ценности выполнения предварительного осмотра с помощью чек-листов, операторы не придавали должного значения этому действию, считая его неважным. Хотя в реальности все было с точностью до наоборот.

Если посмотреть на историю, то в принципе горнодобывающая промышленность идет по тому же пути, что и авиация, хотя и заметно медленнее. Только вместо самолета-бомбардировщика B-17 мы обеспокоены оборудованием типа Jumbo Bolter, Scoop или Scissor Bolter на дистанционном управлении. Опять же, г-н Гаванде описывает горнодобывающую промышленность на ее нынешнем этапе развития (аналогия с аэронавтикой).

«Вместо этого они придумали простой подход: они создали чек-листы для пилотов. И само его существование свидетельствует о том, насколько далеко продвинулась аэронавтика. В первые годы полетов, поднятие воздушного судна в воздух могло быть достаточно нервной, но не такой уж и сложной задачей.

Идея использования чек-листов для взлета могла бы прийти в голову пилоту не чаще, чем, например, водителю автомобиля, который выезжает из гаража задним ходом. Но полеты на новых, более сложных самолетах были слишком незаурядны, чтобы надеяться на память любого человека, даже эксперта.

Пилоты-испытатели делали свой чек-лист простым, четким и достаточно кратким, (чтобы уместить все на маленькой карманной карточке), с содержанием действий пошаговых проверок для взлета, полета, посадки и руления. Информация содержала то, что знают и умеют выполнять все пилоты.

Они проверяют, отпущены ли тормоза, настроены ли приборы, закрыты ли дверь и окна, разблокировано ли управление подкрылками — достаточно простые вещи. Никто бы не смог заранее предположить, насколько все изменится. Ведь с чек-листом на руках пилоты продолжили летать на модели 299 и налетали 1,8 млн миль без единой аварии.

Армия в конечном итоге заказала почти тринадцать тысяч самолетов, которые позже окрестили как B-17. И, поскольку летать на "бегемоте" стало возможным, армия получила веское преимущество в воздухе во Второй мировой войне, где отличились ее разрушительные бомбардировщики.»

Аналогичный сценарий быстро разворачивается в мире "майнинга" и особенно для мобильной техники.

Темп развития технического прогресса превосходит возможности эксплуатации и ТОиР идти с ним в ногу.

Традиционный общий пятиминутный осмотр оборудования с чек-листом и карандашом в руках до начала эксплуатации больше никем не ценится. Да и, честно говоря, раньше тоже в почете не был.

Ниже приведен пример классического чек-листа базового уровня, который, вероятно, появился где-то в 1950-х годах и до сих пор часто используется в Северной Америке.

Классический базовый предоперационный чек-лист для горнодобывающих работ (под землей).

Pre-Operational-Checklist-768x539.jpg

Было бы нормально сказать: «К сожалению, оборудование становится настолько сложным…»

Но это не так.

Вместо этого нужно говорить, «К счастью», горное оборудование становится настолько сложным сегодня, что такие традиционные чек-листы, действительно, устарели,.. однако они все еще используются.

Важно отметить, что такой чек-лист, как правило, сдается в КОНЦЕ смены. В современных шахтах смены по большей степени длятся по 12 часов (в зависимости от условий труда и законов страны), и даже мелкая незамеченная неисправность может развиться в серьезный отказ за срок работы даже одной смены.

Однако не все потеряно в мире майнинга. Новый тип руководства приходит в отрасль и покушается на "раскачивание" столпов вялотекущего изменения культуры.

Одним из таких предприятий является Голдкорп (Goldcorp) и новая шахта Борден в г. Шапло, Онтарио (Канада). Там происходит разрушение привычного уклада горного дела во всех смыслах.

Как первая в Канаде полностью "электрическая" шахта, она находится на стыке авангардных технологий и практик управления операционными системами горнодобывающей промышленности.

Электромобильное горное оборудование во многих случаях реализовано из совсем недавних прототипных разработок и являет собой «квантовый» технологический скачок в сторону от традиционного дизельного оборудования с ручным управлением.

Дело не только в том, что разработка мобильного горнодобывающего оборудования сделала широкий шаг вперед. Появление промышленного Интернета вещей (IIoT) в настоящее время способствует активизации революции в управлении состоянием подземных активов и их техобслуживанием.

Шахта Борден, как и некоторые другие, теперь полностью подключена к высокоскоростному Wi-Fi, данные выгружаются напрямую в «облако».

Люк Пулен (Luc Poulin), менеджер по техническому обслуживанию Борден ясно видит преимущества этих возможностей. Его видение заключается в том, чтобы полностью автоматизировать и преобразовать предоперационные проверки операторов, уйти от старых стандартных проверок, выполняемых на бумаге, с ожиданием в 12 часов, и внедрить практику заполнения чек-листов в режиме реального времени с использованием планшетов.

Дефекты будут идентифицироваться, приоритезироваться, что приведет к автоматическому созданию уведомления в SAP, что позволит планировщику/графиковщику правильно планировать и графиковать работы непосредственно под землей.

«Здесь, на руднике Борден ГолдКорп, мы раздвигаем границы технологий; мы нарушаем привычный уклад горнодобывающей промышленности.

Мы являемся первой в Канаде подземной шахтой полностью на электро обеспечении и чрезвычайно зависимы от раннего обнаружения дефектов нашего передового подземного мобильного флота, чтобы правильно планировать, графиковать и выполнять техническое обслуживание для безопасного и надежного достижения наших производственных целей.

Наш первый пул сообщений о дефектах приходит от операторов, при выполнении ими предварительного осмотра с использованием чек-листов. Совместно с IDCON мы создаем управляемые в реальном времени чек-листы нового поколения для предварительных осмотров операторами, цель которых - повышение надежности».

Люк Пулен, менеджер по техническому обслуживанию шахты ГолдКорп Борден.

Возвращаясь к базовой надежности, - P-F кривая наглядно демонстрирует ценность раннего обнаружения неисправностей. Раннее обнаружение позволяет осуществлять проактивный мониторинг, правильное планирование и графикование и, в конечном счете, эффективное с точки зрения затрат техническое обслуживание, что позволяет максимально увеличить время безотказной работы.

Новый подход к проведению планшетных осмотров операторами "Борден" показывает не только успешный кейс обработки данных, но и преимущества работы с интернетом в реальном времени, что не было возможно под землей сравнительно недавно.

При все более сложном оборудовании мониторинг активов в режиме реального времени и оценка результатов осмотров операторов и собранных данных имеют первостепенное значение для раннего выявления проблем, связанных с корректирующим обслуживанием, до появления катастрофических сбоев.

Снимок экрана 2020-11-24 в 20.11.16.png

DD422E (Electric) Sandvik

Снимок экрана 2020-11-24 в 20.11.42.png

MacLean Omnia 975 Electric Scissor Bolter

В начале 2018 года GoldCorp Borden начал работу по повышению надежности шахты совместно с IDCON.

Принимая во внимание то, что для максимизации эффекта данной инициативы не только чек-листы операторов должны переориентироваться в сторону работы с данными "по-новому", но и сами операторы должны будут пройти широкую подготовку, чтобы понять, что такое предварительная проверка и зачем, на самом деле, она должна проводиться.

Учитывая то, что достижение надежности является общей обязанностью технического обслуживания и эксплуатации, применяемый подход предусматривал создание справочного руководства для операторов под названием «Стандарты мониторинга состояния до начала эксплуатации» (CMS = condition monitoring standards). Это краткий рабочий справочный документ, который не заменяет руководства производителей, но дополняет их.

В начале 2018 года GoldCorp Borden начал работу по повышению надежности шахты совместно с IDCON.

Принимая во внимание то, что для максимизации эффекта данной инициативы не только чек-листы операторов должны переориентироваться в сторону работы с данными "по-новому", но и сами операторы должны будут пройти широкую подготовку, чтобы понять, что такое предварительная проверка и зачем, на самом деле, она должна проводиться.

Учитывая то, что достижение надежности является общей обязанностью технического обслуживания и эксплуатации, применяемый подход предусматривал создание справочного руководства для операторов под названием «Стандарты мониторинга состояния до начала эксплуатации» (CMS = condition monitoring standards).

Это краткий рабочий справочный документ, который не заменяет руководства производителей, но дополняет их.

Снимок экрана 2020-11-24 в 09.17.55.png

Стандарт мониторинга состояния OMNIA EV975 (CMS)

Стандарт мониторинга состояния в, свою очередь, преобразуется в новые контрольные перечни, основанные на данных, которые базируются на концепции надежности, управляемой службой эксплуатации.

Ниже приведены выдержки из нового предоперационного чек-листа по управлению данными, применяемого на Borden.

Снимок экрана 2020-11-24 в 09.17.18.png Снимок экрана 2020-11-24 в 09.17.37.png

Выдержки из нового "расширенного" чек-листа Borden

В отрасли, которая не так давно была несправедливо именована «темной, грязной и опасной», и где службы ТОиР и эксплуатации были «противостоящими» силами, руководство GoldCorp, Borden Mine признало, что безопасное и надежное производство на самом деле является мощным и общим видением совершенства для всей организации.

Революция в области высоких технологий захватила штурмом эту индустрию. И она не только позволит значительно повысить эффективность затрат и техническую надежность, но и дополнительным бонусом выдаст безопасное производство.

Все начинается с руководства и ежедневного стремления к проведению тщательных и точных предварительных инспекций.

Повторю, что в предоперационных чек-листах нет ничего захватывающего, сексуального и нового.

Они являются ни чем иным, как базовой безопасной, высокоэффективной, надежной и экономичной основой в горнодобывающей деятельности!

   Снимок экрана 2020-12-25 в 14.29.21.png


Возврат к списку